По обе стороны Самсоновского канала расположены двадцать два бассейна с фонтанами. Они образуют перед дворцом водяную аллею. Мысль украсить фонтанами въезд в резиденцию с моря принадлежала Петру I. Он решил устроить фонтаны в решетчатых нишелях (нишах), украсив их скульптурными группами на сюжеты басен, а также на темы притчей из книги «Зрелище жития человеческого».
В 1723–1724 годах были сооружены четыре «фабольных» фонтана: «Два змея», «Гора и мышь», «Змей, грызущий наковальню» и «Курица и ястреб». Вырезанные из дерева по рисункам Н. Пино, раскрашенные миниатюрные группы «с вододействием» помещались в деревянных чашах на высоких фигурных ножках, выточенных по чертежу М. Г. Земцова. Бассейны фонтанов декорировались туфом и раковинами. В остальных восемнадцати трельяжных нишах стояли только фонтанные чаши.
В 1735 году фонтаны были передвинуты через аллею к самому каналу. Новые бассейны вытесали из пудостского известняка наподобие корзины с двумя ручками. Так сложилась композиция двадцати двух фонтанов вдоль канала, из которых каждый имел по двадцать трубок и «действовал разным манером», образуя водяные пирамидки, снопы и другие фигуры в зависимости от устройства и наклона насадок, а также высоты струй. В архивных документах эти фонтаны именуются обычно «нишельными», а иногда «пирамидами». Вода из бассейнов сбрасывалась в канал по сливным трубам, завершенным свинцовыми маскаронами.
В 1853 году А. И. Штакеншнейдер разработал проект переделки Нишельных фонтанов: фигурные бассейны предполагалось заменить круглыми мраморными с одной высокой струей в центре.
С 1854 по 1860 год Петергофская гранильная фабрика изготовила и поставила на газоне от ковша до Марлинского моста четырнадцать мраморных бассейнов. В остальных восьми бассейнах из пудостского известняка, сохранивших старую форму были убраны чаши и устроены одноструйные водометы. Высокие струи одной высоты образовали водяную аллею, что и определило её название — Аллея фонтанов.