Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Большой Каскад

Фонтанные колоннады

06.09.2009 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев
Фонтанные колоннады на фоне Итальянского фонтана

Фонтанные колоннады на фоне Итальянского фонтана

Фонтанные колоннады, или как их еще называют, Воронихинские колоннады

На площадке перед Большим Петергофским дворцом расположена верхняя балюстрада, огражденная мраморными перилами. Здесь можно полюбоваться с высоты птичьего полета на партерную часть Нижнего парка. Отсюда открывается прекрасный вид на фонтан «Самсон» с его могучей водяной струей и многие другие фонтаны и скульптуры, но взгляд останавливается прежде всего на синей «ленте» Морского канала, уходящего в сторону залива, и тех оригинальных постройках, что отделяют свободную боскетную часть парка от зеленых насаждений.

Внимание зрителя привлекают и изящные легкие постройки, замыкающие партерную часть парка к северу от Большого дворца. Зодчий А. Воронихин специально для того, чтобы объединить в один ансамбль не только восточную и западную части Нижнего парка, но и все то, что размещено в пространстве между древней террасой, дворцом и Финским заливом, в 1800 году начал строительство Фонтанных колоннад.

Колоннады, замыкающие партер, или, как их называли в петровское время «галереи маленькие с каморками», были задуманы Н. Микетти в 1721 году. Постройка галерей осуществлена в 1722–1723 годах. Галереи представляли собой сквозные колоннады заканчивавшиеся небольшими помещениями («каморками»). В апреле 1723 года Петр I после осмотра галерей отдал распоряжение устроить в них фонтаны. Этим решением галереи были включены в фонтанный ансамбль Нижнего Парка.

Во второй половине 1723 года Земцов представил проект фонтанов в галереях. В семи глухих полуциркульных нишах каждой галереи он предложил поставить четыре фонтана с мифологическими фигурами на пьедесталах и три фонтана в виде чаш на высоких ножках со сложным орнаментальным оформлением. В восточной галерее было решено, кроме фонтанов, поместить музыкальный клокшпиль, устройство которого было поручено «колокольному игральному мастеру» И. X. Ферстеру. Потолок в одной из галерей расписал в 1724 году Л. Каравакк совместно с художником Шпалерной мануфактуры Д. Соловьевым. Плафон в другой галерее был написан лишь в 1731 году живописным мастером А. Матвеевым. Плафоны в «каморках» исполнили в 1728 году С. Бушуев и М. Негрубов по собственным эскизам.

Однако распоряжение Петра I относительно устройства фонтанов в галереях осталось невыполненным: ниши галерей были декорированы двенадцатью мраморными статуями. В 1745 году мастер Б. Фрис поставил в западной галерее орган с фигурами собак, лаем преследующих оленя, охотника, трубящего в рог, двух сатиров, игравших на флейтах, и двенадцатью разными птицами. Эта «егерская штука» приводилась в движение водой, а звуки воспроизводились с помощью мехов.

14 июля 1800 года Павел I приказал заменить обветшавшие галереи новыми тех же размеров, «соблюдая все идрологические игры, как то: колокольчики, музыку и прочее». Проект колоннад разработал А. Н. Воронихин. Строительные работы начались во второй половине 1800 года и закончились к ноябрю 1803 года. Новые галереи-колоннады были возведены из кирпича, антаблемент выполнен из пудостского известняка, цоколь — из розоватого гранита, а дорические колонны - из мрамора и серебристого гранита. На крыше каждой колоннады были установлены свинцовые золоченые чаши для трех фонтанов, причем средние состояли из двух чаш. Чаши поддерживались тумбами, высеченными из пудостского известняка. Купола павильонов покрыли листами золоченой латуни в виде концентрических ступенчатых каскадов. Вода клокочущим буруном поднималась на вершины куполов, стекала по их кольцевым уступам в желоб и затем спадала широкой пеленой в полукруглые мраморные бассейны под окнами павильонов.

Интерьер галереи украшали шестнадцать барельефов, исполненных И. П. Мартосом. Лестницы, ведущие в колоннады, были декорированы фигурами львов, высеченных из гранита по модели И. П. Прокофьева.

В 1853–1854 годах Воронихинские колоннады подверглись перестройке по проекту А. И. Штакеншнейдера. Их фасады получили мраморную облицовку, изготовленную на Петергофской гранильной фабрике. Потолки колоннад были украшены геометрическим лепным орнаментом, а полы выполнены из цветной венецианской мозаики. Свинцовые чаши фонтанов на кровлях колоннад заменили новыми из листовой меди, окрашенными под мрамор. Куполам, заново покрытым золочеными медными листами, придали сферические очертания.

В 1879–1880 годах отделка интерьеров колоннад была искажена, когда по проекту архитектора Э. Гана свод куполов закрыли деревянным потолком. Пострадавшие в годы Великой Отечественной войны колоннады полностью реставрированы в 1966 году; фонтанные чаши на кровле и купола воссозданы из меди по чертежам А. Э. Гессена.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх