Исаакиевский собор Малахит, лазурит и цветной мрамор в отделке интерьеров Исаакиевского собора 14.09.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев
Насыщенные зеленые тона малахита и синие — лазурита привлекают внимание каждого, кто входит в собор. По определению академика А. Е. Ферсмана, малахит — один из самых красивых минералов, «камень яркий, сочный жизнерадостный. Его цветовая палитра от бирюзового — светло-зеленого тона до „плисового“ — густого темно-зеленого цвета». Свое название он полу чил от греческого слова «мальва», обозначающего растение, цвет листьев которого напоминает цветовую гамму малахита. Древние греки украшали им парадные залы. Из камня, добываемого на Синайском полуострове, в Древнем Египте создавали изумительной красоты украшения: амулеты, серьги, камеи, перстни. Малахит добывался в виде больших кусков неправильной формы с вкраплениями других пород. Задача мастера состояла в том, чтобы создать художественное произведение с минимальной затратой камня. Это достигалось применением так называемого метода «русской мозаики». Каменную или медную основу покрывали мастикой, состоящей из воска и канифоли, и на нее наклеивали малахитовые пластинки. Затем поверхность тщательно шлифовалась и полировалась. Так был создан едва ли не единственный в мире Малахитовый зал в Государственном Эрмитаже, уникальная малахитовая колоннада Исаакиевского собора. Колонны главного иконостаса производят впечатление монолитов. На самом деле это бронзовые барабаны, облицованные тонкими, в два-три миллиметра толщиной, пластинками малахита, тщательно подобранными по рисунку и цвету, а их узоры — результат творчества мастеров-камнерезов. Неповторимость рисунка колонн сменяется поразительной четкостью и логичностью декоративного мотива малахитовых вставок в цоколе иконостасов. В истории русского прикладного искусства известны пять основных способов мозаического набора малахита: ленточный, или струистый, в котором главная роль отводится волнистой линии рисунка камня; радиальный, напоминающий разрез древесины; «мятым бархатом», при котором значение имеют лишь цвет и оттенки камня; на «две стороны» — с симметрично выложенным рисунком по вертикальной или горизонтальной оси и набор на «четыре стороны», рисунок которого создается распиловкой малахита на четыре слоя, расположенных крестом вокруг единого центра. Не менее интересны колонны и вставки из лазурита, ярко-синего камня, известного еще с давних времен. Во II-I веках до н. э. его называли сапфиром, современное его название появилось лишь в XVIII веке. В Древнем Египте, Средней Азии, Месопотамии, Китае, позднее в Древней Греции, Риме и Древней Руси из лазурита вырезали украшения. Лазурит - один из самых дорогих камней своей группы. Его основные месторождения находятся на северо-востоке Афганистана, откуда он и поступал в Россию. Затем было открыто и отечественное месторождение на Байкале. В целом работы, выполненные из цветных мраморов, малахита и лазурита для Исаакиевского собора, свидетельствуют о высоких достижениях камнерезного искусства первой половины XIX века.
Рейтинг материала:
Tweet |
XVIII век
А. Брюллов
А. Воронихин
А. Захаров
А. Квасов
А. Менелас
А. Парланд
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
Адмиралтейство
Александро-Невская лавра
Александровская колонна
Александровский парк Царского Села
Английская набережная
Аничков дворец
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
Баболовский парк
барокко
бастионы Петропавловской крепости
Большая Звезда Павловска
Большой дворец Павловска
Большой каскад Петергофа
Большой Морской канал Петергофа
Большой Петергофский дворец
буддизм
В. Баженов
В. Бренна
В. Демут-Малиновский
В. Стасов
Васильевский остров
Верхний парк Петергофа
вокзалы Петербурга
Г. Маттарнови
готика
Гром-камень
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
дацан
Дворцовая площадь
дворцовые интерьеры
дворцы
дворцы Петергофа
долина реки Славянки
Екатерининский парк Царского Села
Емельян Хайлов
Ж.-Б. Валлен-Деламот
Ж.-Б. Леблон
живопись Эрмитажа
загородные царские резиденции
залы Эрмитажа
Зимний дворец
знаменитые дома Петербурга
И. Браунштейн
И. Коробов
И. Мартос
И. Старов
интерьер Петропавловского собора
Исаакиевский собор
история Павловска
история строительства Исаакиевского собора
К. Росси
Каменноостровский проспект
Каменный остров
китайские места в Петербурге
классицизм
Колонистский парк Петергофа
костел
крепостные сооружения Петропавловской крепости
крепость Бип
Кронверк
культовые сооружения
Л. Шарлемань
Летний сад
Лиговский проспект
Литейный проспект
М. Земцов
Мариенталь
Медный всадник
мемориальные сооружения Павловска
Михайловский замок
модерн
Мойка
Монплезир
монументальные сооружения
мосты
мосты Павловска
мосты Царского Села
Н. Бенуа
Н. Микетти
набережная Карповки
набережная Лейтенанта Шмидта
Невский проспект
необычные дома
необычные музеи
необычные памятники
Нижний парк Петергофа
новая Сильвия
О. Монферран
общественные здания
основание Петропавловской крепости
острова
отделка и интерьеры Исаакиевского собора
открытие Медного всадника
отливка Медного всадника
П. Висконти
П. Гонзаго
П. Клодт
павильоны Царского Села
Павловск
Павловский парк
памятники
парк Александрия
парки
парковые сооружения Павловска
Паульлюст
Петергоф
Петроградская
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
Петропавловский собор
Пиль-башня
постройки Петропавловской крепости
призраки и привидения Петербурга
Пушкин
Распутин
росписи Исаакиевского собора
Русский музей
русский стиль
С. Бржозовский
С. Чевакинский
Садовая улица
Секретный дом
Спас-на-Крови
строительство Исаакиевского собора
сфинксы
Тома де Томон
топ достопримечательностей Петербурга
тюрьма Петропавловской крепости
узники Петропавловской крепости
улица Рубинштейна
фонтан Самсон
Фонтанка
фонтаны
фонтаны Петергофа
храмы Санкт-Петербурга
Царское село
центр Петербурга
Ч. Камерон
Э. Фальконе
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|