Монферран вполне обоснованно считал, что главный кафедральный собор будет местом проведения многолюдных церковных праздников. Он спроектировал вокруг собора великолепную художественную ограду. Обрамляя собор, она придала бы ему особенно торжественный вид. В 1844 году Монферран представил комиссии проект тротуара и ограды, которая должна была состоять из гранитного цоколя с балюстрадой.
По проекту, заслужившему полное одобрение комиссии, ограду разделили 20 пьедесталов, на 8-ми из них предполагалось поставить фигуры св. Петра — митрополита Московского, св. Алексия — митрополита Московского, св. Гурия — архиепископа Казанского, св. Иосифа — вгумена Волоколамского, Филарета — патриарха Московского, св. Димитрия — митрополита Ростовского, Петра Могилы — митрополита Киевского, Феофана Прокоповича — архиепископа Новгородского. Другие 12 пьедесталов предполагалось занять канделябрами газового освещения.
Скульптуры, канделябры и балюстраду архитектор предполагал отлить из чугуна. В полуциркульных подъездах к собору против трех выходов были задуманы колонны высотою 6,5 метра, на каждой из них — фонари газового освещения. Тротуар — предполагалось устроить из сердобольского гранита, а пространство за оградой вымостить лещадками красного мрамора и бордюром из красного гранита. После одобрения комиссии проект был показан императору. Однако император приказал: «…сделать фундамент для ограды и тротуар, а устройство самой ограды, так как ее всегда можно сделать впоследствии, отложить».
Так, к сожалению, не была осуществлена важная деталь проекта. В наши дни собор обнесен временной металлической решеткой.