Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Исаакиевский собор

Внутреннее убранство Исаакия. Комиссия по рассмотрению проектов отделки

14.09.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Работы по внутреннему оформлению здания начались в 1841 году. Но прежде чем проект Монферрана получил окончательное одобрение, архитектору пришлось пережить немало огорчений.

Николай I пожелал заказать проект декоративного убранства архитектору Л. Кленце, приехавшему в Россию в 1839 году. Два года потребовалось ему на то, чтобы подготовить и представить свой «мемориал». Его особенностью было то, что автор решил приспособить здание к своему проекту и предложил переделать его: для усиления освещенности пробить в сводах отверстия, сбить часть карнизов, заделать ниши. Некоторые живописные работы Кленце предложил выполнить немецкому художнику Шрандорфу в технике энкаустики на медных вызолоченных досках. Лепной декор и скульптурное убранство по замыслу Кленце отличались измельченностью и пестротой.

«Мемориал» поступил на рассмотрение Комиссии по строению Исаакиевского собора. Монферран дал о нем отрицательный отзыв, а также указал на недопустимость поломки частей готового здания. Архитектор отметил, что проект не отвечает главным задачам внутреннего убранства — «великолепию, благородству и богатству». И предложил свой вариант декоративно-художественного убранства.
Чтобы оградить себя от подозрений в пристрастном отношении к конкуренту, Монферран просил назначить особую комиссию для рассмотрения обоих проектов. Такая комиссия была создана, и в нее вошли известные архитекторы — В. П. Стасов, К. А. Тон, А. П. Брюллов, К. И. Росси.

Комиссия отметила, что проект Кленце содержит много неприемлемых предложений, нарушающих монументальность здания. Проект Монферрана получил полное одобрение.
Начался очередной этап строительства. Вместе с архитектором К. А. Тоном Монферран едет за границу. В отчете Академии художеств отмечалось: «Им поручено было вновь осмотреть знаменитейшие или известные уже храмы в Европе, дабы воспользоваться великими и изящными изделиями для достойного довершения и украшения возводимых ими храмов».

По возвращении из Европы Монферран приступил к завершению работ по созданию проекта внутреннего убранства собора. По окончательному плану, разработанному Монферраном в 1842 году, расположение декоративной скульптуры в главном куполе выдержано в традициях классицизма, убранство сводов — в стиле барокко, а в оформлении внутренних дверей сказалось влияние искусства итальянского Возрождения.

В целом интерьер собора заметно перегружен декором: пышные золоченые капители и сложные фигурные базы колонн и пилястр, сверкающие ленты балюстрад, ажурные решетки со сложным и прихотливым узором, в который входят и мотив меандра, и элементы извивающегося растительного орнамента; многоярусное украшение арочных сводов и проемов в соединении с золочеными орнаментами и сложными деталями царских врат алтарей — все это с трудом воспринимается как единое целое. Однако при ближайшем рассмотрении каждая деталь поражает совершенством формы и исполнения, а многочисленные произведения живописи, мозаики, скульптуры, эффектное сочетание цветных камней и позолоты создают богатейшую цветовую гамму.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх