Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Исаакиевский собор

Внутренние двери Исаакиевского собора

14.09.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Говоря о пластическом убранстве интерьера, нельзя не остановиться на трех больших внутренних дверях работы И. П. Витали. Выполненные из дуба и бронзы, они украшены многофигурными рельефами. Северные двери оформлены на сюжеты легенд о святых Исаакии Далматском и Николае Мирлиийском. На южных дверях изображены события из истории Древней Руси на западных -эпизоды из легенд об апостолах Петре и Павле.

По своей композиции двери Исаакиевского собора близки к «Золотым дверям» Флорентийского баптистерия Гиберти: на каждой из створок четыре кессона, горельефные фигуры расположены в нишах, бюсты - в круглых медальонах. Однако характер рельефов оригинальный. Все скульптурные композиции решены трехпланово: первый план — практически в круглой скульптуре, причем фигуры даны крупнее, чем у Гиберти; второй - в высоком рельефе, третий — в плоском. Количество действующих лиц в каждой сцене меньше, чем в рельефах баптистерия. Движение же фигур построено по диагонали, из глубины на зрителей, усиливая выразительность сцен.

Манера лепки и уровень мастерства говорят о том, что рельефы дверей исполнены разными скульпторами. Видно, что одни произведения Витали создавал сам, в других, наметив общую композицию, доверил работу ученикам. Рисунки рельефов выполнил художник К. А. Молдавский.

Наибольшим мастерством отличаются рельефы западной двери. На левой створке — «Призвание апостола Павла на пути в Дамаск», «Проповедь апостола Павла в Афинском ареопаге», «Апостол Павел перед царем Агриппой» и «Кончина апостола Павла».
Изображение сцены проповеди очень динамично. Справа, обернувшись к энергичному спорящему человеку в широком плаще, видимо главному противнику апостола, сидит философ. Его изображение имеет портретное сходство с Сократом. Рядом, подпирая подбородок рукой, сидит пожилой афинянин, напряженная фигура, нахмуренное лицо которого выражают пытливое раздумье. Апостол Павел в центре рельефа объединяет всю композицию.

Фигуры первого плана - Павел, афинянин, философ - исполнены в круглой скульптуре. Второй план высокий рельеф, третий план - легкая прорисовка. Все в целом создает объемно-пространственное восприятие композиции.

Идея противопоставления духовного мужества грубой силе отражена в сцене казни апостола Павла. В центре - опустившийся на колено Павел, в котором чувствуется спокойствие и смелость человека, верящего в свою правоту. Палач, изображенный спиной к зрителю, уже занес секиру. Еще мгновение - и удар отсечет голову апостола. Несмотря на небольшие размеры, приземистая фигура палача выглядит монументально. Равнодушно взирает на казнь сидящий на троне римский наместник. В углу - люди, сочувствующие апостолу.
Лепка тел казненных, фигуры палача, наместника свидетельствуют об умелой руке крупного скульптора, чувствуется, что это работа самого Витали,

В рельефах южных дверей, изображающих эпизоды из жизни Александра Невского и Владимира Киевского, заметна неровность исполнения. В работе на сюжет «Философ проповедует князю Владимиру христианскую веру» видны ошибки в постановке и пропорциях фигур. В другой — «Победа Александра Невского над шведами» - решение более уверенное.

Интересны рельефы северной двери, созданные на сюжеты легенд об Исаакии Далматском, - «Св. Исаакий останавливает императора Валента», «Спасение св. Исаакия ангелами», «Освобождение св. Исаакия из темницы», «Исаакий благословляет императора Феодосия» и о Николае Мирликийском, - «Посвящение Николая Мирликийского в иеродиаконы», «Николай Мирликийский, открытый в тайном благодеянии», «Избрание св. Николая Мирликийского на архиепископский престол», «Николай Мирликийский изгоняет Ария с первого Вселенского собора».

Прототипом этого святого послужил Николай — епископ города на южном побережье Малой Азии - Миры в Ликии, живший в IV веке. Будучи причислен к лику святых, Николай, по поверью, сложившемуся в народе, являлся покровителем «на водах», т. е. моряков. Несколько позднее культ св. Николая распространяется на всех тружеников и обездоленных. Русская православная церковь празднует его день даже два раза в году: Николу Теплого, или Николу Вешнего, - 9 мая и Николу Зимнего — 6 декабря по старому стилю.

Многочисленные произведения, созданные русскими скульпторами в Исаакиевском соборе, представляют собой крупнейший комплекс монументально-декоративной скульптуры XIX века.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх