Дворцы Петергофа Дворец Монплезир в Петергофе 06.09.2009 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев
Монплезир (франц. mon plaisir — мое удовольствие) — один из ценнейших памятников русского искусства первой четверти XVIII века. Проект и начало строительства МонплезираМысль о постройке приморских палат на мысу, с которого видны столица, Кронштадт и северный берег Финского залива, принадлежала Петру I. На одном из его рисунков впервые появилось название этих палат — «Монплезю». Сохранившиеся собственноручные наброски Петра I наметили место постройки Монплезира и планировку Монплезирского сада. Первоначально Монплезир был задуман Петром I в виде прямоугольного здания с эркером на северном фасаде. От площадки перед ним в залив выступали три небольших причала. Перед южным фасадом схематично показана композиция сада с партером, разделенным на четыре квадрата. На втором наброске дана внутренняя планировка дворца: центральный зал с эркером и по сторонам от него по три комнаты. Эта схема размещения интерьеров, среди которых выделялся размером зал, полностью воплощена в натуре. Архитектурно-планировочное решение МонплезираКомпозиция дворца отмечена предельной четкостью. К центральному объему, выделенному шатровой кровлей, примыкают две галереи, завершенные миниатюрными павильонами-люстгаузами с небольшими световыми фонариками. В декоративном оформлении фасадов Монплезира использованы мотивы голландской архитектуры XVIII века. Стены здания оставлены неоштукатуренными и раскрашены в цвет кирпича с пробелкой швов. Северный фасад декорирован нишами и рустованными пилястрами. Южный садовый фасад, прорезанный большими оконными и дверными проемами, почти сплошь застеклен, что придает ему особую легкость. В обработке фасадов Монплезира применены кирпич, дерево и тесаный камень. Из профилированных кирпичей выложены карнизы галерей со стороны моря; из камня вытесаны базы изящных рустованных кирпичных пилястр. Для внутренней планировки Монплезира характерна такая же четкость, как и для его объемной композиции: среднюю часть дворца занимает парадный зал, с двух сторон от него расположены по три небольшие комнаты. Слева от входа из сада по западной стороне здания находятся Секретарская, Спальня и Морской кабинет; справа по восточной стороне — Китайский кабинет, кухня и буфетная. Люстгаузы, галереи, Китайский и Секретарский кабинеты, помещенные на общей оси, образуют парадную анфиладу. История строительства МонплезираДекоративная отделка интерьеров Монплезира не поражала роскошью, но её изысканность, филигранная законченность каждой детали подчеркивали значительность маленького приморского дворца как места пребывания властителя великой державы. Второй этап сооружения МонплезираОсенью 1717 года начался второй этап сооружения Монплезира — постройка галерей и люстгаузов. Под руководством подмастерья И. Митрофанова каменщики возвели стены галерей и замыкавших их павильонов. В течение всего 1717 года продолжалась усиленная работа по отделке внутренних помещений Монплезира, которую вели по указаниям Леблона приехавшие с ним мастера. Петр I не переставал следить за ней даже во время заграничного путешествия. В 1717 году в письмах Меншикову из Амстердама он дал указания об отделке стен в двух помещениях Монплезира дубовыми филенками, об изменении размеров дверных проемов и установке двустворчатых дверей вместо одинарных, занимающих много места. Отделка МонплезираПосле завершения отделки стен дубом летом и осенью 1718 года художник Ф. Пильман совместно со своими учениками расписал по штукатурке падуги и среднее поле плафона Парадного зала. По окончании этой работы в октябре 1718 года Пильман приступил к исполнению трех плафонов в западных комнатах Монплезира — Секретарской, Спальне и Морском кабинете. Закончив эти плафоны, он в марте — мае 1719 года выполнил плафоны в двух восточных комнатах — Буфетной и Китайском кабинете. В 1720–1721 годах десять живописцев Оружейной канцелярии и среди них А. Захаров, И. Любецкий, Д. Соловьев, С. Бушуев и Ф. Воробьев расписали по эскизам Ф. Пильмана потолки в галереях и в люстгаузах. Внутренние покои МонплезираВ январе 1721 года Петр I принял решение облицевать стены галерей дубом, подобно тому, как это было сделано в Парадном зале. Картины в галереях заключили в черные рамы с внутренними золочеными порезками, акцентировав сверху и снизу резными орнаментальными картушами. Уже в 1723 году Петр показывал своим гостям Монплезирскую картинную галерею, в которой было собрано более двухсот картин, главным образом голландских и фламандских живописцев XVII и начала XVIII века. В 1721–1722 годах мастер каменных дел А. Кардасье выстлал черными и белыми мраморными плитками в шахматном порядке полы в зале, галереях и люстгаузах. В эти же годы в остальных помещениях были сделаны наборные паркеты. В 1723 году створчатые рамы в окнах Монплезира по указу Петра I заменили подъемными по голландскому образцу. Нижняя часть рамы поднималась и опускалась при помощи шнуров со свинцовыми гирями, пропущенных через блоки. Монплезир – музей, реликвия петровских временДворцом Монплезир, построенным 1714–1723 годах, пользовались как жилым зданием только до 30-х годов XVIII столетия, и в последующее время он поддерживался как петровская реликвия. Во дворце сохранялось мебельное убранство первой трети XVIII века, бытовые предметы, принадлежавшие Петру I, художественное стекло, фаянс, одежда, медная кухонная посуда и книги. Реставрация МонплезираВ 1941–1944 годах фашистские оккупанты уничтожили в Монплезире дубовые филенки, лаковые панно и изразцы, повредили живопись и лепку. См. также другие материалы о Петергофе: • Достопримечательности Петергофа: Большой Петергофский дворец• Внутреннее убранство Большого дворца Петергофа• Фонтаны Петергофа: Большой Каскад ПетергофаСамые известные фонтаны Петергофа: • Фонтаны Петергофа: «Самсон, раздирающий пасть льва»• Фонтаны Нижнего парка Петергофа: фонтаны «Адам» и «Ева»Дворцы Петергофа: • Дворцы Петергофа: дворец Марли• Дворцы Петергофа: павильон ЭрмитажКак доехать в Петергоф: • Как доехать в Петергоф, время работы фонтанов, парков и дворцов, стоимость билетов в музеи и дворцы
Рейтинг материала:
Tweet |
XVIII век
А. Брюллов
А. Воронихин
А. Захаров
А. Квасов
А. Менелас
А. Парланд
А. Шлютер
А. Штакеншнейдер
Адмиралтейство
Александро-Невская лавра
Александровская колонна
Александровский парк Царского Села
Английская набережная
Аничков дворец
ансамбль центральных площадей
архитектурные ансамбли
Б. Растрелли
Баболовский парк
барокко
бастионы Петропавловской крепости
Большая Звезда Павловска
Большой дворец Павловска
Большой каскад Петергофа
Большой Морской канал Петергофа
Большой Петергофский дворец
буддизм
В. Баженов
В. Бренна
В. Демут-Малиновский
В. Стасов
Васильевский остров
Верхний парк Петергофа
вокзалы Петербурга
Г. Маттарнови
готика
Гром-камень
Д. Висконти
Д. Кваренги
Д. Трезини
дацан
Дворцовая площадь
дворцовые интерьеры
дворцы
дворцы Петергофа
долина реки Славянки
Екатерининский парк Царского Села
Емельян Хайлов
Ж.-Б. Валлен-Деламот
Ж.-Б. Леблон
живопись Эрмитажа
загородные царские резиденции
залы Эрмитажа
Зимний дворец
знаменитые дома Петербурга
И. Браунштейн
И. Коробов
И. Мартос
И. Старов
интерьер Петропавловского собора
Исаакиевский собор
история Павловска
история строительства Исаакиевского собора
К. Росси
Каменноостровский проспект
Каменный остров
китайские места в Петербурге
классицизм
Колонистский парк Петергофа
костел
крепостные сооружения Петропавловской крепости
крепость Бип
Кронверк
культовые сооружения
Л. Шарлемань
Летний сад
Лиговский проспект
Литейный проспект
М. Земцов
Мариенталь
Медный всадник
мемориальные сооружения Павловска
Михайловский замок
модерн
Мойка
Монплезир
монументальные сооружения
мосты
мосты Павловска
мосты Царского Села
Н. Бенуа
Н. Микетти
набережная Карповки
набережная Лейтенанта Шмидта
Невский проспект
необычные дома
необычные музеи
необычные памятники
Нижний парк Петергофа
новая Сильвия
О. Монферран
общественные здания
основание Петропавловской крепости
острова
отделка и интерьеры Исаакиевского собора
открытие Медного всадника
отливка Медного всадника
П. Висконти
П. Гонзаго
П. Клодт
павильоны Царского Села
Павловск
Павловский парк
памятники
парк Александрия
парки
парковые сооружения Павловска
Паульлюст
Петергоф
Петроградская
Петроградская сторона
Петропавловская крепость
Петропавловский собор
Пиль-башня
постройки Петропавловской крепости
призраки и привидения Петербурга
Пушкин
Распутин
росписи Исаакиевского собора
Русский музей
русский стиль
С. Бржозовский
С. Чевакинский
Садовая улица
Секретный дом
Спас-на-Крови
строительство Исаакиевского собора
сфинксы
Тома де Томон
топ достопримечательностей Петербурга
тюрьма Петропавловской крепости
узники Петропавловской крепости
улица Рубинштейна
фонтан Самсон
Фонтанка
фонтаны
фонтаны Петергофа
храмы Санкт-Петербурга
Царское село
центр Петербурга
Ч. Камерон
Э. Фальконе
Эрмитаж
Ю. Фельтен
|