Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Большой Каскад

Большой каскад в Петергофе

06.09.2009 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев
Большой каскад в Петергофе

Большой каскад в Петергофе

Большой каскад, или, как его называли в XVIII столетии, Большой грот с каскадами, выделяется размерами, богатством скульптурного убранства и мощью водяной декорации. Среди сооружений подобного рода Большой каскад не имеет равных в мировом искусстве.
Идея эффектного завершения перспективы парадного въезда в приморскую резиденцию грандиозным фонтанным сооружением и дворцом принадлежала Петру I.

Большой каскад Петергофа

Большой каскад — самый, крупный из завершенных триумфальных монументов первой четверти XVIII века, воздвигнутых в ознаменование победоносного окончания Северной войны. Фасад Большого грота с каскадами вытянут на 40 метров с лишним. Каменный массив врезан в толщу земляного склона и является как бы монолитным контрфорсом, укрепляющим гору, на которой возвышается дворец. Фасад грота ритмично расчленен глубокими арками, опирающимися на пилоны с гранитным цоколем. Замок каждой арки подчеркнут золоченым маскароном. Грот завершен сложным карнизом и мраморной балюстрадой. Справа и слева от грота расположены боковые каскады, каждый шириной 8 метров, с семью ступенями, имеющими фигурные выступы. Ступени украшены барельефами, кронштейнами, бронзовыми золочеными статуями и вазами на гранитных пьедесталах. Полуциркульные окна-арки в стенах каскадов отделены друг от друга небольшими лопатками.

Перед аркадой грота находится фонтан «Корзинка», двадцати восьми низких наклонных струй, образующих подобие плетеной корзины, в центре которой поднимается девять высоких струй. Воды этого фонтана сливаются в ковш по трем уступам Среднего каскада.
Над гротом устроена терраса, южная сторона которой замкнута стеной с мраморной балюстрадой. В средней части стены — Малый грот с семью арками. Начиная от террасы, каскады идут уступами; против каждого из них зеркала террас, стены украшены большими маскаронами Нептуна и Вакха, выбрасывающими воду в мраморные раковины. По сторонам маскаронов в неглубоких нишах помещены мраморные бюсты, олицетворяющие времена года. Большой грот и каскады опираются па монолитный стилобат, закрытый туфом и украшенный декоративными гермами, пилястрами с золочеными вододействующими маскаронами. К стилобату примыкают полукруглые декорированные туфом постаменты с помещенными на них аллегорическими фигурами рек Волхова и Невы. У подножия каскадов расположен ковш, в центре которого высится бронзовая группа Самсона. От ковша начинается канал, связывающий Большой каскад с морем.

Начало строительства Большого каскада. Первоначальный проект фонтанов

Строительство грота и каскадов началось весной 1715 года. Первоначально Большой грот был задуман лишь с двумя боковыми каскадами. Ковшу предполагалось придать прямоугольные очертания. В марте 1716 года продолжались земляные работы, а в мае каменщики приступили к закладке фундамента. В сентябре 1716 года в Петергоф прибыл архитектор Ж.-Б. Леблон. Осмотрев единственное начатое в то время фонтанное сооружение, Леблон стал вносить улучшения в конструкцию каскада, применив для устойчивости своды, и дополнил его убранство новыми художественными деталями. Леблон считал необходимым кроме „простых падучих вод“: использовать „играющие воды“ (т. е. фонтаны). Он предложил устроить в средней части грота „холодную залу“ с двумя стенными фонтанами, а из двух боковых его помещений вывести лестницы на верхнюю террасу грота, с которой можно было бы подняться на эспланаду перед дворцом.

Продолжение строительства Большого каскада. Проект Микетти

Леблон успел закончить возведение одного бокового каскада. После его смерти работы продолжал вести И.-Ф. Браунштейн, руководствовавшийся утвержденными проектами. Однако возглавивший строительство преемник Леблона архитектор Н. Микетти представил Петру I новый проект грота и каскадов, сводившийся, по существу, к усилению скульптурной декорации всего сооружения. В 1721 году этот проект был рассмотрен Петром I, который внес в него ряд существенных дополнений и приказал поставить в гроте „стол с брызганием и органы“, устроить на площадке перед ним фонтан, декорировать уступы каскадов, поставив на них „статуи и горшки через одну статую“. Помимо этого, над Большим гротом Петр предложил возвести „два грота маленьких“, декорированных туфом, а в их аркадах сделать водяные завесы, которые должны внезапно закрывать вход в гроты.

Из проекта центральной части каскада, выполненного Микетти, а также гравюры С. Коровина, исполненной с чертежа Микетти в 1724 году, и из архивных документов видно, что в окончательном проекте все указания Петра I были учтены архитектором. По проекту Микетти над Большим гротом располагалась балюстрада, раскрепованная посредине; в центре верхней стенки устраивался Малый грот, а завершающая все сооружение балюстрада, идущая перед фасадом дворца, обогащалась вазами.

На фасаде верхней террасной стенки на оси водопадных уступов Микетти поместил два фонтанных маскарона с чашами, в которые ниспадала вода. Для установки барельефов и вододействующих маскаронов архитектор увеличил высоту водопадных уступов, уменьшив их число на каскаде до семи, и устроил на каждом уступе по два водомета, о которых писал ещё Леблон. На площадке перед Большим гротом Микетти, так же как и Леблон, запроектировал фонтан.

Для осуществления нового проекта пришлось капитально переложить стены и своды каскадов и заново выполнить прокладку разветвленных фонтанных труб. После перекладки уступы каскадов покрыли лещадной плитой, поверх которой настлали листовой свинец. В конце 1721 года террасную стену над гротом завершили балюстрадой из белого мячковского камня, добывавшегося в селе Мячкове возле Москвы.

В марте 1722 года Петр I, стремясь быстрее окончить отделку интерьеров Большого грота, приказал „сделать фонтану только в среднем нишеле, а протчие нишели и стены убрать туфштейном и протчим без раковин“. Летом 1723 года на площадке перед аркадой Большого грота Микетти начал устройство фонтана. Петр I дважды вносил изменения в первоначальный проект. Созданный Микетти оригинальный фонтан „Кольцо“ состоял из восьми невысоких и восьми высоких струй, составлявших два кольца. В центре водяных колец поднималась из трубы самая мощная, пустотелая (менажерная) семнадцатая струя фонтана.

Пуск Большого каскада

Фонтаны Большого каскада были открыты в августе 1723 года, но их пуск не означал завершения всех намеченных работ. Они велись и в последующие годы. В январе 1724 года Петр I приказал заменить два маскарона на верхней террасе грота большими по размерам. Из Пудости был доставлен известняк для изготовления чаш к этим фонтанам. В июне 1724 года были установлены маскароны, отлитые из свинца по рисунку М. Г. Земцова и модели Б. К. Растрелли.

Создание грандиозного фонтанного сооружения, включавшего два грота, три каскада, десятки фонтанов и разнообразное скульптурное убранство, потребовало целого десятилетия. На протяжении двух последующих столетий Большой грот с каскадами сохранил целостность первоначальной композиции, хотя часть элементов декоративного убранства была утрачена или претерпела различные изменения.

Последущие перестройки Большого каскада

К 60-м годам XVIII века Большой грот пришел в ветхость. Работами по его обновлению в 1769-1773 годах руководили архитектор Ю. М. Фельтен и «заархитектор» Я. Алексеев.

В 1856 году архитектор А. И. Штакеншнейдер предложил вновь перестроить обветшавший грот и стилобат, облицевав их полированным финским гранитом н мрамором, однако его проект не был осуществлен.

Перестройка Большого грота с каскадами началась зимой 1859–1860 года, под руководством архитектора Н. Л. Бенуа. Над каскадом был построен «балаган» — тепляк, в котором работали до ста пятидесяти каменщиков и гранитчиков. Бенуа почти полностью разобрал гроты и каскады и заново возвел столбы и аркады, стены и своды. Весь плитный камень на водопадных уступах был снят, расчищен и частично заменен новым, а под пяты столбов аркады Большого грота подведен гранитный цоколь. Водопадные уступы у центрального каскада были переложены.

В 1860 году Бенуа предложил облицевать каскад гранитом и мрамором. Хотя предложение Бенуа получило одобрение, но осуществлены были главным образом конструктивные изменения, и облик Большого каскада перетерпел искажении. Однако в стенах боковых каскадов Бенуа пробил полуциркульные окна с железными решетками. Одновременно по его проекту фонтан «Кольцо» был переделан в «Корзинку», образованную двадцатью восемью невысокими дуговыми струями, сплетающимися одна с другой, подобно прутьям цветочной корзинки; девять средних струй фонтана напоминают по виду водяные тюльпаны.

Парные струи на уступах боковых каскадов в первой четверти XVIII века поднимались до высоты статуй. Бенуа увеличил высоту струй, поднял их выше скульптур и придал им вид водяных пропилеев. Капитальные работы по Большому каскаду, устройство специальных кирпичных сводчатых галерей для осмотра фонтанных труб явились важнейшим моментом в цепи работ, направленных на придание нужной прочности всему сооружению. При перестройке Большого каскада не была возобновлена туфовая отделка внутри и снаружи грота, не были восстановлены колонны между арками и мраморные настилы на площадках перед гротом и над ним. В 1874–1879-х годах для покрытия площадок на гроте и перед ним был впервые применен асфальт.

Большой каскад в конце в XIX – начале XX века

В последние годы XIX века и в начале XX века облик Большого каскада оставался без изменений. Только в 1928 году была осуществлена первая частичная реставрация грота и каскадов. В 1941–1944 годах во время немецкой оккупации верхняя часть Большого каскада и мраморная балюстрада были уничтожены. В 1947 году реставраторы восстановили довоенный облик Большого каскада и его скульптурный и фонтанный декор. Разработан проект капитальной реставрации, включающий создание туфовой отделки Большого грота, колонн на фасаде аркады, настила из черных и белых мраморных плит па площадках, отмостки с геометрическим орнаментом на верхней эспланаде и балюстрад.

См. также другие материалы о Петергофе:

• Достопримечательности Петергофа: Большой Петергофский дворец

• Внутреннее убранство Большого дворца Петергофа

Самые известные фонтаны Петергофа:

• Фонтаны Петергофа: «Самсон, раздирающий пасть льва»

• Фонтаны Нижнего парка Петергофа: фонтаны «Адам» и «Ева»

Дворцы Петергофа:

• Дворцы Петергофа: дворец Марли

• Дворцы Петергофа: дворец Монплезир

Дворцы Петергофа: павильон Эрмитаж

Как доехать в Петергоф:

Как доехать в Петергоф, время работы фонтанов, парков и дворцов, стоимость билетов в музеи и дворцы

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх