Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Большой Каскад

Идейно-смысловая нагрузка убранства Большого каскада

12.05.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Создание Большого каскада Петергофа должно было служить прославлению могущества русского государства в его борьбе со Швецией. Многие скульптуры, барельефы, фонтаны являются не просто украшением, но несут в себе и определенную идейно-смысловую нагрузку, призванную возвеличить победы Петра I в Северной войне, отразить величие и славу России, подвергнуть осмеянию реального врага в аллегорической форме.

Главные архитектурные элементы Большого каскада Большой каменный грот и связанные с ним воедино три водопадные лестницы (западная, восточная и нижняя), по которым вода фонтанов и водометов поступает в полукруглый ковш, а из него через Морской канал в Финский залив. Многочисленные скульптурные украшения и фонтаны придают всему сооружению необычайную нарядность и архитектурную завершенность. Большой каскад Петергофа с его фонтанами и скульптурой является своеобразным пьедесталом-подиумом для Большого Петергофского дворца, а все вместе они создают единый ансамбль. Все архитектурные элементы в нем взаимосвязаны. Все три петергофских каскада с Большим Петергофским дворцом и прилегающим к нему Морским каналом являют собой тот единый организм, в котором каждая часть призвана усиливать восприятие красоты этой несравненной архитектурной жемчужины Севера.

Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва»

Центром композиции Большого каскада является фонтан-монумент «Самсон, раздирающий пасть льва». Что означает эта аллегория? Среди многих прекрасных фонтанных и скульптурных групп глаз наблюдателя непременно выделит ту, что своими размерами и красотой не похожа на все остальные. Это скульптурная группа фонтана «Самсон, раздирающий пасть льва». В центре ковша бассейна на высоком каменном постаменте возвышается фигура богатыря, ведущего смертельную битву со львом. Скульптору удалось показать самый напряженный момент схватки. Мускулы человека предельно напряжены, вены вздуты, а хищник когтит сильными лапами его тело, хотя победить богатыря он уже не в состоянии. Человек сумел, преодолев мощь сильнейшего из зверей, удержать его широко раскрытую пасть. Финал сражения предрешен. Из пасти льва в небо бьет мощная струя воды, поднимаясь на высоту более 20 метров.

День святого Сампсона Странноприимца

После разгрома шведов под Полтавой 27 июня 1709 года (по старому стилю) победа России в Северной войне была предрешена. В те времена судьбоносные события часто связывались с церковным календарем и библейскими преданиями. Как известно, 27 июня православная церковь отмечает день святого Сампсона Странноприимца, победившего молодого льва. Победу удалось одержать лишь потому, что «сошел на него (Сампсона) Дух Господень, и он растерзал льва, как козленка, а в руке у него ничего не было». Так сказано в одной из глав «Книги Судей» Ветхого Завета. Такое совпадение дат было невозможно проигнорировать, и уже в год Полтавской баталии художники И. Зубов и М. Карновский на одной из своих гравюр изобразили поединок святого со львом, назвав его «Самсон Российский, рыкающего льва свейского преславно растерзавший».

Самсон работы Б.-К. Растрелли

Нетрудно угадать, кого понимали художники под «Самсоном» и «свейским львом». Ими могли быть Петр I (Самсон) и Швеция (лев), в гербе которой этот (хищник изображался. Следуя этой аллегории, скульптор Б.-К. Растрелли к 25-летию Полтавской битвы создал фонтан-монумент как одно из главных украшений Большого каскада Петергофа. Вместе со своими помощниками скульпторами А. Селивановым, Ф. Медведевым и А. Хрептиковым Растрелли из свинца изготовил памятник, в аллегорической форме прославляющий победу России в Северной войне.

Самсон работы М. Козловского

К концу XVIII века мягкий металл деформировался, и в 1801 году литейных дел мастер В. Екимов отлил из бронзы по модели М. Козловского новую скульптурную группу. В отличие от Б.-К. Растрелли, ставшего выразителем стиля барокко, Михаил Козловский создал иной образ. Перед зрителем предстает скорее не святой, а мифический богатырь Геракл, вступивший, по одной из легенд, в битву со львом. Работая в классическом стиле, скульптор смог создать столь выразительный в художественном отношении памятник, что его силуэт хорошо воспринимается с любой точки. Это позволяет зрителю не только увидеть мощь богатыря, но и почувствовать его душевные качества. Архитектор А. Воронихин, соорудивший новый пьедестал из гранитных блоков, сохранил на верхней площадке постамента небольших фонтанирующих львов, добавив в полуциркульных арках еще и головы четырех хищников, изливающих воду. Этим он не только обогатил архитектурный облик композиции, но и усилил ее выразительность.

Судьба скульптурной группы «Самсон, раздирающий пасть льва»

В годы Великой Отечественной войны знаменитая скульптурная группа была похищена гитлеровцами. Судьба ее неизвестна до сих пор. По-видимому фашисты использовали остродефицитную бронзу на военные нужды. Летом 1947 года скульптор В. Симонов и его помощник Н. Михайлов после тщательного изучения довоенных фотографий отлили в бронзе новый памятник. Его размеры (3 метра 30 сантиметров) и вес (5 тонн) были сохранены. По своим художественным достоинствам этот монумент не уступает утраченному шедевру. Открытие уникального памятника 14 сентября 1947 года стало праздником для всех ленинградцев, переживших блокаду. Ведь этим прославлялась уже не только петровская эпоха, но и новейшая история России — ее победа в войне 1941–1945 годов. В день пуска «Самсона» 14 сентября 1947 года поэт П. Симонов (сын скульптора) опубликовал в одной из газет стихотворение:

Самсон стоит, знакомый и любимый,
В сплетеньи струй, за пеленою брызг,
И в бронзовой фигуре исполина
Сверкает торжествующая жизнь.
В стальном кольце безжалостной блокады
Над ледяной простуженной Невой
Таким он снился людям Ленинграда
В тревожном мраке ночи фронтовой…
И вот сбылось: не призрачною сказкой,
Мечтою, воплощенною в металл,
Как прежний, но по-новому прекрасный,
Он на скале высокой засверкал…

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх