Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Исаакиевский собор

Использование мозаики в художественном убранстве интерьера

14.09.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Использование мозаики в художественном убранстве интерьера положило начало возрождению этого забытого в России после смерти М. В. Ломоносова вида искусства.

Слово «мозаика» происходит от греческого «муза» — покровительница искусств. Мозаикой еще в Древней Греции, а затем и в Риме называли искусство составлять различные изображения из цветных камней, стекла, эмали на подготовленной мастике. В раннем средневековье мозаиками славилась Равенна - один из старинных городов Италии. В первые века нашей эры она стала столицей Западной Римской империи и переживала период подлинного расцвета. В конце V века римляне создали на Апеннинах свое королевство. Их сменили византийцы, и Равенна становится местом постоянного пребывания главы византийского правительства. В этот период город украшают многочисленными зданиями и памятниками. Мировую известность приобретают прекрасно выполненные мозаики.

Сохранившийся до наших дней мавзолей Галлы Плацидии, построенный в V веке, базилика Сант Аполлинаре Нуово, относящаяся к началу VI века, церковь сан Витале, построенная в середине VI века, поражают современников своим мозаичным убранством. Интересны исторические и религиозные сюжеты, достоверность в передаче животных и растении, сочные краски, точная передача цветов и оттенков характеризуют высокий уровень мозаичного искусства Италии.

И в наше время в Равенне процветает древнее искусство. При Академии изящных искусств создано специальное отделение мозаики, существующее и поныне. Первое упоминание о мозаике в России относится к XI веку и связано с постройкой Софийского собора в Киеве. Позднее из-за ряда экономических и политических причин это искусство пришло в упадок.

В XVIII веке великий русский ученый М. В. Ломоносов заинтересовался мозаикой, изучил технику и технологию изготовления смальты и основал мастерскую. Им самим и его учениками были исполнены различные мозаичные работы, и в их числе знаменитая «Полтавская баталия». После смерти Ломоносова мастерская прекратила свою деятельность почти на 100 лет.

Причины предпочтения использования мозаики для Исаакиевского собора

Мысль о частичной замене живописи мозаичными работами, видимо, владела Монферраном уже тогда, когда он понял непоправимость одного из существенных недостатков собора — невозможность создать в нем температуру и влажность, оптимальную для живописи. Поэтому во время поездки по Европе в 1843 году Монферран выяснил в Италии возможность использования мозаики для Исаакиевского собора.

В это же время Академия художеств рассматривала проект создания мозаичного заведения в Санкт-Петербурге, предложенный руководителем русских художников в Риме П. Н. Кривцовыми академиком Г. Ф. Веклером. Наконец, император Николай I, путешествуя по Италии в 1846 году, обратил внимание на мозаичные иконы в одном из соборов Рима и принял решение заменить живопись Исаакиевского собора на мозаику. Четыре пенсионера Академии — художники В. Е. Раев, Е. Г. Солнцев, И. С. Шаповалов и С. Ф. Федоров - были оставлены в Риме для изучения Мозаичного дела в мастерской М. Барбери. Спустя некоторое время в Риме была создана мозаичная мастерская. Учителями русских художников стали итальянцы Р. Кокки и Л. Рубиконди.

По докладу президента Академии 8 июля 1847 года последовало высочайшее распоряжение: «Расходы на содержание мозаичного заведения в Риме производить из государственного казначейства…». В 1851 году мастерская с русскими мозаичистами и их итальянскими учителями была переведена в Петербург.

Кроме художников-мозаичистов Р. Кокки и Л. Рубиконди из Рима были приглашены химики-мозаичисты братья Джустиано и Леопольдо Бонафеде. В 1856 году Кокки и Рубиконди уехали в Италию, Джустиано Бонафеде был назначен главным химиком мозаичного заведения, а затем заведующим всеми работами, как техническими, так и художественными. Места уехавших итальянцев заняли русские художники-мозаичисты: Н. М. Алексеев, М. А. Хмелевский, И. Ф. Лебедев и другие.

После обучения в Италии художники привезли в Россию исполненные ими мозаики: «Св. Николай», копию мозаичного пола в Отриколи и головы четырех евангелистов (ныне произведения хранятся в Эрмитаже). Это было подготовкой к изготовлению мозаик для Исаакиевского собора.

В мозаичном заведении при Академии художеств было налажено изготовление смальты — сплава стекла с металлическими красителями. В зависимости от компонентов получаются смальты различных цветов: с помощью соединений золота получают розовые и фиолетовые оттенки, меди — красный и зеленый цвета; кобальт используется для создания синих тонов. Русские мастера-смальтовары освоили процесс изготовления смальты и добились значительных успехов.

Палитра русских смальт отличалась богатством и разнообразием оттенков. Кроме основных тонов и полу, тонов были получены новые смальты, так называемые смальты отражательного огня, - плитки, состоящие из нескольких оттенков одного тона, переходящих в другой, или плитки, имеющие пеструю окраску с прожилками. Эти смальты представляли особую живописную ценность. Благодаря их появлению возможности русских мозаичистов по передаче живописного оригинала необычайно возросли.

Мозаика обладает важным качеством, на которое указывал еще историк искусства эпохи Возрождения Д.Вазари: «Живопись сама по себе портится и уничтожается, тогда как мозаики по продолжительности их жизни можно назвать „вечными“».

Мозаичные работы в Исаакиевском соборе

Мозаичные работы в Исаакиевском соборе начались в 1851 году и велись до 1914 года. Перед художниками стояла задача максимально точно воспроизвести живописный оригинал.
В европейском искусстве середины XIX века определился приоритет римской техники изготовления мозаики. Суть ее в том, что набор мелких цветных кусочков смальты правильной геометрической формы на гипсовом грунте наносится на твердое основание. Это особенно удобно при изготовлении мозаичных копий с живописных произведений, так как позволяет максимально приблизить мозаичные картины к живописным.

В технологии мозаики особое значение придавалось производству канторели — «золотых смальт», из которых набирались фоны мозаичных картин. Для создания канторели на стеклянную пластину накладывали листкизолота и заливали расплавленным стеклом, прессовали, и золото прочно спаивалось со стеклом. Такие смальты успешно применялись при создании мозаик Исаакиевского собора, набиравшихся так называемым прямым способом,

Бетонную плиту, окантованную металлической рамой, покрывали гипсом, и на ее поверхность переносились контуры оригинала. Постепенно удаляли гипс, укрепляли смальту на мастике. Кусочки смальты плотно подгонялись один к одному, затем мозаику переворачивали, очищали от мастики и заливали цементом. Швы тонировались цветным воском, а лицевая поверхность шлифовалась и полировалась.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх