Добро пожаловать,  Гость Вход  Регистрация
 
Нерегулярный историко-культурно-познавательный журнал о Санкт-Петербурге
I love Petersburg

Исаакиевский собор

Росписи сводов собора Ф. А. Бруни

14.09.2010 раздел: Достопримечательности Санкт-Петербурга 0 комментариев

Роспись сводов Исаакиевского собора выполнена талантливым русским художником Ф. А. Бруни, автором широкоизвестных картин «Смерть Камиллы, сестры Горация» и «Медный змий». Его произведениям присущи не только продуманность композиции и великолепный рисунок, но и четкая гражданская позиция художника.

Бруни, его ученики К. Б. Вениг, П. Ф. Плешанов и С. Ксенофонтов написали на сводах и в аттике собора 12 картин, являющихся значительными монументально-декоративными произведениями. Создавая их, художники учли и недостаточную освещенность и высоту сводов, и другие особенности собора. Крупные фигуры позволяют отчетливо видеть детали композиций даже в сумраке собора.

«Всемирный потоп» работы Ф. А. Бруни

Интересной работой Ф. А. Бруни является роспись в северо-западной части здания «Всемирный потоп» — образец того, как художник в своей творческой работе выходит за рамки религиозного сюжета, развертываяпроизведение в широкое, психологически наполненное художественное повествование.
В библейской легенде говорится, что бог разгневался на людей за их грехи и затопил землю. Все живое погибло, за исключением семейства праведника Ноя. Художник не стремится передать изображение гибели всего мира в потоках бушующей стихии. Он показывает группу людей, спасающихся от обрушившегося бедствия на скале: молодую женщину с искаженным от ужаса лицом и заломленными над головой руками, сгорбленного старца с ребенком на руках, в позе, выражающей покорное ожидание конца; справа - женщина, воздевшая руки к небу и молящая о пощаде; у подножия скалы - молодой мужчина отталкивает дряхлого старца, находящегося в воде и цепляющегося за него в надежде на помощь; видны голова и руки человека, который тонет, но крепко сжимает кошелек. Так на примере немногих персонажей художник показывает все человеческие переживания, слабости и пороки. Трагичность конца подчеркивается изображением вдали, у горизонта, спокойного силуэта Ноева ковчега.

Композиция картины построена в соответствии с содержанием живописи. Синевато-серая цветовая гамма, характерная для живописи Бруни, создает настроение трагичности, а низко обрезанный верхний край картины усиливает его.
Картина Бруни «Всемирный потоп», по замыслу Синода, должна выражать идею справедливости божьего наказания, но талант художника преодолел канонические рамки, и роспись вызывает иные мысли и чувства.
Картина отвечает всем требованиям, предъявляемым к монументальным произведениям. Детали — скала, камни, фигуры людей — написаны широко, обобщенно, крупными мазками. Композиция четкаяи лаконичная. Роспись «Всемирный потоп» является одним из лучших произведений собора.

«Видение пророка Иезекииля» работы Ф. А. Бруни

Значительной работой Бруни является и роспись на библейский сюжет «Видение пророка Иезекииля» в центральной части сводов. На фоне желтовато-серого сумрачного неба, в центре композиции, - могучая фигура пророка. Развеваются его седые волосы, фанатическим огнем горят глаза. Образ Иезекииля, полного духовной силы, господствует в картине. У скалы, на которой стоит пророк, - фигуры воскресающих: скелет, окутанный погребальным саваном, мертвые тела и уже вернувшиеся к жизни люди. В небе - группы парящих ангелов. Персонажи росписи колористически объединяет общая сине-серая гамма.

Роспись плафона в восточной части центрального нефа «Страшный суд» также выполнена Бруни. Она повторяет основную идею о безграничном могуществе бога. В центре избражен Христос, окруженный архангелами, у его ног -скелет на черном покрывале, рядом - сломанная коса — поверженная смерть, по сторонам — группы праведников и грешников. Фигура Христа написана по требованию Синода в традициях древнерусской иконной живописи. Ее непомерное увеличение в сравнении с другими персонажами и резкое цветовое решение в известной мере снижают художественное впечатление картины, но, несмотря на это, роспись органично входит в живописный ансамбль собора.

В аттике западной стены Бруни создал каноническую роспись «Адам и Ева».
Росписи на сводах западной части собора и в аттике главного алтаря носят более условный характер, но качество их исполнения показывает высокое профессиональное мастерство Ф. А. Бруни, признанного мастера академической школы.

Рейтинг материала:
0
Your rating: None









XVIII век А. Брюллов А. Воронихин А. Захаров А. Квасов А. Менелас А. Парланд А. Шлютер А. Штакеншнейдер Адмиралтейство Александро-Невская лавра Александровская колонна Александровский парк Царского Села Английская набережная Аничков дворец ансамбль центральных площадей архитектурные ансамбли Б. Растрелли Баболовский парк барокко бастионы Петропавловской крепости Большая Звезда Павловска Большой дворец Павловска Большой каскад Петергофа Большой Морской канал Петергофа Большой Петергофский дворец буддизм В. Баженов В. Бренна В. Демут-Малиновский В. Стасов Васильевский остров Верхний парк Петергофа вокзалы Петербурга Г. Маттарнови готика Гром-камень Д. Висконти Д. Кваренги Д. Трезини дацан Дворцовая площадь дворцовые интерьеры дворцы дворцы Петергофа долина реки Славянки Екатерининский парк Царского Села Емельян Хайлов Ж.-Б. Валлен-Деламот Ж.-Б. Леблон живопись Эрмитажа загородные царские резиденции залы Эрмитажа Зимний дворец знаменитые дома Петербурга И. Браунштейн И. Коробов И. Мартос И. Старов интерьер Петропавловского собора Исаакиевский собор история Павловска история строительства Исаакиевского собора К. Росси Каменноостровский проспект Каменный остров китайские места в Петербурге классицизм Колонистский парк Петергофа костел крепостные сооружения Петропавловской крепости крепость Бип Кронверк культовые сооружения Л. Шарлемань Летний сад Лиговский проспект Литейный проспект М. Земцов Мариенталь Медный всадник мемориальные сооружения Павловска Михайловский замок модерн Мойка Монплезир монументальные сооружения мосты мосты Павловска мосты Царского Села Н. Бенуа Н. Микетти набережная Карповки набережная Лейтенанта Шмидта Невский проспект необычные дома необычные музеи необычные памятники Нижний парк Петергофа новая Сильвия О. Монферран общественные здания основание Петропавловской крепости острова отделка и интерьеры Исаакиевского собора открытие Медного всадника отливка Медного всадника П. Висконти П. Гонзаго П. Клодт павильоны Царского Села Павловск Павловский парк памятники парк Александрия парки парковые сооружения Павловска Паульлюст Петергоф Петроградская Петроградская сторона Петропавловская крепость Петропавловский собор Пиль-башня постройки Петропавловской крепости призраки и привидения Петербурга Пушкин Распутин росписи Исаакиевского собора Русский музей русский стиль С. Бржозовский С. Чевакинский Садовая улица Секретный дом Спас-на-Крови строительство Исаакиевского собора сфинксы Тома де Томон топ достопримечательностей Петербурга тюрьма Петропавловской крепости узники Петропавловской крепости улица Рубинштейна фонтан Самсон Фонтанка фонтаны фонтаны Петергофа храмы Санкт-Петербурга Царское село центр Петербурга Ч. Камерон Э. Фальконе Эрмитаж Ю. Фельтен

Наверх